Статьи по клинической психологии

Парацельс говорил: «Пока статьи по клинической психологии не познаем состояние нашей гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья». Современная медицина исходит из признания соматического и психического во всей сложности их взаимосвязей; будучи качественно различными явлениями, они представляют собой лишь разные стороны единого, живого человека. Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как существа природного статьи по клинической психологии и как социального индивидуума принадлежащего той или иной культуре, обществуи субъекта психической, духовной творческой и сознательной деятельности. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы — выделяют человека из животного мира. Человек — существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе. Каждый человек в единстве этих сфер природной, социальной, психической обладает уникальной неповторимостью. Утверждение принципа целостности человека привело к признанию холистического т. При рассмотрении человека с таких позиций интерес кардиологов к клинической психологии, ее возможностям в работе с пациентами становится очевидным. Медицинская психология С 1966 г. До этого психология у нас активно развивалась как в контексте медицинской модели с конца XIX в. Отечественная психологическая школа состоялась, получила мировое признание и представлена такими именами, как Медицинская психология — отрасль психологической и медицинской науки, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний. Изучает: — деятельность врача, медицинского персонала; — их отношение к больному; — психологию больных их взаимоотношения между собой; — роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, ятрогении; — психологический климат медицинских учреждений. Медицинская психология делится на две основные области: 1 применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний; 2 применение психологии в клинике соматических заболеваний. В рамках второй области медицинской психологии во всем мире активно разрабатывается психосоматика, которая изучает влияние психических состояний факторов на соматические процессы в советский период это направление медицинской психологии особо испытывало давление со стороны официальных органов. Психосоматика — междисциплинарное направление, выступающее как комплекс теоретических воззрений, методологии и методов исследования, диагностики и терапии, основывающийся на признании взаимосвязи психического и соматического во всей сложности их соотношений. О влиянии хронических соматических заболеваний на психику, личность человека известно давно; спектр возможных изменений психики у заболевших чрезвычайно широк. Установлено также влияние психологических факторов на соматическую статьи по клинической психологии человека. Это влияние может быть как оздоравливающим саногеннымтак и вызывающим нездоровье патогенным. В качестве основных механизмов психосоматических влияний рассматриваются на данный период следующие: 1. Характерологически ориентированные направления статьи по клинической психологии типологии личности. Психосоматика давно признавала за определенным типом личности склонность к определенным заболеваниям. Во второй половине ХХ в. Dunbar, 1943 и др. Ставился вопрос об универсальности «подчиненных» органам личностных характеристик «желудочного больного», «гипертоника» и др. Однако не всегда из установленных корреляций между психологическими, личностными особенностями и телесными состояниями можно выводить этиологические связи. Болезнь как следствие конфликта. Предложен ряд моделей возникновения соматических симптомокомплексов на почве психологического конфликта. Так, благодаря психоаналитической модели выявлено значение преморбидного особенно раннего детского развития для здоровья, значение психологических конфликтов для патогенеза и вообще влияние эмоциональных факторов особенностей привязанности и разлуки, а также сексуальных и агрессивных конфликтов на возникновение заболевания. В благоприятных случаях достигается дифференцированное приспособительное разрешение конфликта прогресс. В неблагоприятных случаях разрешения конфликта наступает регрессия, нередко связанная с соматизацией. Большое внимание уделяется межличностным конфликтам на фоне индивидуально-биографических показателей. Weizsacker 1947 : «Болезнь находится теперь между людьми, это следствие их отношений и характера столкновений». Соматический симптом может возникать не статьи по клинической психологии на основе конфликта путем его вытеснения деятельности «Я»но и вследствие того, что при этом не осуществляется его статьи по клинической психологии переработка и вместо нее предполагаемое соматическое возбуждение вызывает непосредственно соматические симптомы например, такие соматические симптомы, как потливость, головокружение и поносы, могут выступать как эквиваленты сильного страха. При этом эмоциональное напряжение не может подавиться, т. В дальнейшем при хроническом эмоциональном напряжении могут наступить изменения тканей и необратимое органическое заболевание. При статьи по клинической психологии соматические симптомы — это нормальные физиологические проявления, сопровождающие эмоции. Они не устраняют, например, страх, но сопровождают его, являются составной частью того феномена, который называется страхом. Выявлена связь основных установок «вступления в бой» и «отступления»сопровождающих конфликтное «аварийное» поведение, с нервным субстратом и психосоматическими заболеваниями. Специфический конфликт вызывает определенные заболевания только тогда, когда к этому предрасполагают еще и другие генетические, биохимические, физиологические «Х-факторы». Определенные жизненные ситуации, в отношении которых пациент сенсибилизирован в силу своих ключевых базовых конфликтов, реактивируют и усиливают эти конфликты. Эмоции «вызывают», по мнению Александера, соматические изменения. Фрейда благодаря конверсии неприятное представление становится менее болезненным потому, что его «сумма возбуждения» переводится в соматическую сферу. Конфликт также представляется символически и его импульсивно-динамические проявления изживаются в виде симптомов конверсии. При этом не отрицается значение «соматической готовности» физического фактора, который имеет значение для «выбора органа». Перед началом заболевания наблюдаются аффективные состояния отчаяния, депрессии, общего упадка чувство «никогда больше не быть в порядке», здоровым — Возникновение болезни связывается с утратой психических защитных механизмов. В настоящее время многие исследователи согласны с тем, что понятие конверсии как принцип разъяснения применимо лишь к определенной группе символически детерминированных симптомокомплексов, но для большинства психосоматических расстройств не подходит. Кроме того, еще надо доказать, что вначале происходит символизация, затем конверсия, за ней повреждение, а не наоборот вначале повреждение, затем вторично вырабатываются психические представления, создаются условия для вторичной символизации основного симптома. Психосоматическая медицина в свете теории научения. Физиологические изменения функций могут вызываться условными сигналами исследования Павлова и его учеников. Психосоматические процессы рассматриваются как проторенные пути, как сложные структурированные «рефлексы», соответствующие основной схеме условного рефлекса с его афферентной частью центральной переработки и эфферентной частью дуги рефлекса. Важными являются закономерности формирования условных рефлексов их ослабления угасания. Анатомические повреждения как следствие стресса могут уменьшаться или задерживаться, если появляется возможность реагировать на отягощающие «стимулы». Стрессовые ситуации представляют собой селективные нагрузки статьи по клинической психологии разного рода и длительности психические, межличностные и социальные. Они угрожают субъекту или побуждают организм что-то сделать, чтобы их преодолевать, овладевать ими или отстраняться от них. Выясняются факторы, провоцирующие или предохраняющие человека от селективных нагрузок путем их преодоления. Невозможность справиться со стрессовой ситуацией переживается человеком как поражение или неспособность управлять своим поведением и регулировать физиологические функции и контролировать определенную ситуацию. Всеобъемлющее понимание роли стресса в возникновении болезни еще не достигнуто. По интегративной модели состояние здоровья определяется не по абсолютному статьи по клинической психологии значению — отсутствию болезни, а скорее как успешное приспособление к окружающему миру. Болезнь не является единственной причиной появления чувства боли и страдания. Это чувство возникает статьи по клинической психологии вследствие неспособности человека приспособиться к различным жизненным ситуациям или к болезни, является результатом несоответствия между адаптивными возможностями человека и требованиями, которыми они определяются. Лечение в этой модели преследует цель — облегчить адаптивную недостаточность или скорректировать ее. При этом больной может иметь телесную болезнь, но не чувствовать себя больным. Интегративная модель ориентирована на процесс, а не на структуру. Интегративное воззрение предполагает многофакторный, нелинейный характер статьи по клинической психологии, течения и лечения страданий и болезней и пытается совместить широкий подход к здоровью и болезни с данными о роли социальных и психологических статьи по клинической психологии на каждой стадии страдания и болезни. Человек изначально рассматривается в его естественном психобиологическом развитии применительно к здоровью и статьи по клинической психологии в его социальном окружении, которое он не только воспринимает, но и по мере возможности создает сам. Интегративная модель по-новому поставила проблему здоровья. В центре внимания медицины оказалась не только «болезнь», но и «здоровье». Клиническая психология Клиническая психология — новая для нашей страны область психологии; в 2000 г. Клиническая психология — психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение kline — постель. В этом общем значении термин охватывает физический статьи по клинической психологии психологический аспекты. Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника специализируется в терапии поведения, его модификации, т. Именно в первом своем значении слово «клиника» породило название «клиническая психология», закрепленное соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным в 2000 г. Объект клинической психологии — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр. Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов. Составляющие его практики: психодиагностика, психокоррекция и психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация. В этом контексте слово «клинический» означает: 1 характеристику подхода к клиенту, при котором в статьи по клинической психологии внимания психолога находится человек в целом; 2 индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; 3 вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные решения клинициста; 4 подход к исследованию, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке в противоположность экспериментальному подходу. Клинический психолог активно использует данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма генотипические особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологииа также данные общественных наук о законах общественного развития зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой он участвует, от его взаимоотношений с другими людьми. В последние годы все чаще говорят и о статьи по клинической психологии измерении психики. В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» а не только на понятия «болезнь», «патология»санацентристскую ориентацию психологической помощи клиенту а не только на патоцентристский подход к оказанию помощистатьи по клинической психологии ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности. В медицинских учреждениях профессиональная работа клинического психолога включается в комплексную помощь человеку. Психосоматические исследования в кардиологии Кардиологи все большее значение придают психосоциальным факторам риска их связи с соматическими факторами. Психосоматический компонент характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы: а эссенциальная артериальная гипертензия; б ишемическая болезнь сердца ИБС ; в нарушения сердечного ритма; г сердечный невроз страха. Так, Cocher 1971Groen и соавт. По мнению Battegay и соавт. Статьи по клинической психологии в лекции, которую он читал в 1993 г. Сеченова, рассказывал о результатах своих лонгитюдных исследований: человек, склонный к ИБС, чувствителен к стрессовым ситуациям, обычно реагирует на них вспышками ярости, агрессии. Группа американских специалистов 1982 пришла к выводу, статьи по клинической психологии примерно половина смертельных исходов обусловлена нездоровым образом жизни, около 20% — факторами внешней среды, 20% — биологическими факторами и 10% — несовершенством статьи по клинической психологии. В докладе главного врача службы здравоохранения США «Здоровая нация» приведены данные, свидетельствующие, что 50% смертности от 10 важнейших ее причин в США обусловлены образом жизни. В последние десятилетия основными причинами смертности стали болезни среди них — инфаркт миокардав которых важную роль играет поведение. Замечено, что одни виды поведения приближают человека к здоровью здоровое поведение, здоровые привычки и др. Такое поведение приближающее и отдаляющее здоровье называют поведением, связанным со здоровьем ПСЗв отличие от поведения, не влияющего на здоровье. Клинические исследования: «Поведение во вред своему сердцу». О моделях поведения А и Б впервые заговорили в 50-х гг. Они установили, что присущие человеку поведенческие паттерны могут внести существенный вклад в развитие серьезных заболеваний. Установлено, что поведение пациентов с сердечной недостаточностью отличается от поведения здоровых людей. Два кардиолога разработали модель или набор характеристик для определения наблюдаемой модели поведения, которая, по их мнению, связана с повышенным уровнем холестерина, с коронарной недостаточностью КН. Эта модель, названная моделью А, включает следующие характеристики: — постоянное интенсивное стремление к достижению поставленной цели; — сильнейшее стремление и готовность соревноваться в любой ситуации; — постоянное желание быть признанным и успешным; — постоянное участие в различных мероприятиях, в которых существует «лимит времени»; — привычное стремление делать рывок, чтобы закончить какое-то дело; — исключительная умственная и физическая готовность действовать. Затем был разработан второй набор наблюдаемых признаков, названных моделью Б, которая противопоставлялась модели А и характеризовалась отсутствием напряжения, амбиций, чувства нехватки времени, желания соревноваться и денежных затруднений. Для проведения статьи по клинической психологии были найдены испытуемые, которые подходили под описание моделей А и Отобранные группы состояли из работников и руководителей различного уровня мужского пола. В каждой группе было 83 человека, средний возраст в группе А — 45 лет, в группе Б — 43 года. Всем испытуемым предложили несколько тестов в соответствии с целями исследования. Каждому был присвоен в целях внесения статьи по клинической психологии исследование анонимности свой кодовый номер. Всех просили записывать в течение недели в свой дневник все, что они ели и пили. У каждого был взят анализ крови для измерения уровня холестерина и времени ее свертывания. Случаи возникновения проблем в сердечно-сосудистой системе выявлялись в процессе подробных расспросов, а также с помощью стандартной электрокардиограммы, которая расшифровывалась Розенманом и независимым кардиологом, не участвовавшим в исследовании. Была также проведена проверка состояния глаз и определено число испытуемых с arcus senilis образование мутного кольца вокруг роговой оболочки глаз, вызванное распадом жировых отложений в кровотоке. У испытуемых группы А был значительно выше уровень холестерина и отмечено в среднем в 3 раза больше случаев заболевания arcus senilis. Выявлено также существенное отличие по числу случаев КН в двух группах в группе А таких 28%, а в группе Б — 4%. Авторы сделали вывод, что поведенческая модель в группе А явилась главной причиной КН и связанных с этим нарушений кровотока. Затем авторы провели еще одно большое исследование длительностью 8 лет, результаты которого были опубликованы в 1976 г. Выборка насчитывала 3 тыс. Было доказано, что тип А являлся прогностическим фактором развития КН, не зависевшим от других факторов, таких как возраст, уровень холестерина, кровяное давление и курение. Были разработаны специальные тесты, способные определить принадлежность человека к статьи по клинической психологии из этих типов поведенческой установки А или Сегодня существует несколько эффективных программ, помогающих справиться с проблемой связи поведенческого типа А и заболевания например, Gearge Психопрофилактика заболеваний Как известно, профилактика заболеваний Diseases prevention — система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Первичная профилактика направлена на снижение инцидентности болезней, включает в себя различные компоненты, среди которых: а меры по снижению влияния вредных факторов на организм человека, б формирование здорового образа жизни. В контексте первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний нами были выявлены 50 практически здоровых мужчин и женщин в возрасте статьи по клинической психологии лет с хроническим подавляемым гневом. На протяжении 3 мес. Саногенное мышление СГМ — теория и практика управления своими эмоциями в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др. Технология обучения СГМ позволяет установить неуместность тех или иных умственных операций и выбрать уместные, расширяя тем самым многообразие ходов мысли, раскрепощая ее, предлагая новые умственные программы, что в итоге способствует предотвращению хронизации отрицательных эмоциональных переживаний. Теория и практика СГМ предложена Орловым 1991 в контексте санологии комплексное направление медицинской науки и практики, изучающее здоровье. Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, которые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, которые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей, зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, которые могут быть статьи по клинической психологии и неблагоприятными. Статьи по клинической психологии предлагал каждому установить для себя предел, статьи по клинической психологии который он не хотел бы переходить, если бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоическая философия сформулировала принцип реалистичности в мышлении. Философия отношения к статьи по клинической психологии вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривалось как антитеза распущенности; любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, который ведет к неблагополучию. Античность знала два средства управления эмоциями — их подавление и сдерживание их внешних проявлений. В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить в первую очередь себепочему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека определяет специфику его обыденного мышления, которое может работать на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в общении и др. Многое зависит от индивидуальных способов мышления. Основные принципы СГМ «здравомыслия» : а принцип уместности умственных операций, б принцип осознания привычек собственного ума, в принцип интроспекции, г принцип научности обыденного мышления. Патогенное мышление ПГМ — это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к переходу ситуативных отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, статьи по клинической психологии осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне нормальное мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой. Практика обучения СГМ — отечественная синтетическая психотехнология, разработанная в 1980-е гг. Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в некоторых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина; практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной, в частности рационально-эмотивной, психотерапии. Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ. Психодиагностическое обследование проводилось нами в экспериментальной группе до и после серии тренинговых занятий; аналогично и в контрольной группе обследование с интервалом в 3 мес. Использовались психодиагностические методики САН, тест дифференциальных эмоций Изарда, когнитивно-эмотивный тест Твороговой, опросник для измерения качества жизни SF-36. Выявлены статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами по следующим параметрам: настроение, радость, страх, гнев, обида, качество жизни, что статьи по клинической психологии об эффективности проведенных психокоррекционных занятий с людьми, имеющими хронические «токсичные эмоции» страх, гнев и др. Саноцентристский подход в медицине предполагает ориентацию на выращивание здоровья, а не только на борьбу с болезнями, направлен на позитивные цели, поиск в каждом человеке психических и физических, социальных и духовных ресурсов. Саногенное поведение СП — поведение, которое по своей направленности и способам осуществления приближает человека к здоровью. Возможность улучшить свое здоровье — это изменить нездоровое поведение. Психологов обычно в первую очередь заботит: а поведение, поддерживающее психическое благополучие личности это и актив-ность по самореализации, достижению жизненного успеха, зрелости личности и др. Активная позиция прогностически более благоприятна для здоровья, чем пассивная. Чтобы поведение стало саногенным, ее субъект должен стремиться к духовному благополучию по утверждению Зейгарник, «охрана статьи по клинической психологии здоровья заключается в формировании высших целей». Для СП характерна позитивная направленность, а именно: позитивные цели статьи по клинической психологии культивировать, например, хронический страх перед возможными угрозамисаногенное мышление, саногенное восприятие направлять внимание при восприятии социальных объектов не только на их недостатки, но и на достоинства, статьи по клинической психологиисаногенные действия цель не оправдывает средства ее достижения. Умение извлекать уроки из своих неудач в достижении цели также характеризует СП, которое предполагает заботу и о своем физическом и психическом здоровье, ответственность за него как за основной ресурс жизни на этой земле. СП ориентировано на социальную активность, нацеленность на оказание статьи по клинической психологии в ней нуждающимся, умение сообща с другими статьи по клинической психологии, испытывая чувство соборности каждый в совместном бытие остается уникальным его субъектом, являясь в то же время частью социального организма; такое своеобразное состояние изолированности и приобщенности у духовно здоровой личности вызывает чувство удовлетворения. СП в контексте жизнедеятельности человека — это линия его жизни; как поведенческая надсистема оно гармонизирует отдельные входящие в него и коммуницирующие между собой поведенческие акты, виды деятельности в различных сферах жизни. СП задает векторы развития человека — духовного, социального, психического, физического, предполагая гармонию развития человека во всей его целостности. Личность, стратегически ориентированная на СП, самореализуется в процессе его осуществления, в делании себя, своей жизни, своего окружения, ощущает все большую внутреннюю свободу, цельность, гармонию и радость. Направленность поведения в сторону здоровья или болезни — это свободный выбор личности при этом она должна осознать наличие у себя такого выбора и располагать информацией о том, что ей нужно делать, чтобы быть здоровой в понимании здоровья, записанного статьи по клинической психологии Уставе ВОЗ. Переучивание при патогенном поведении разрушающем здоровье предполагает модификацию привычных: а представлений о ком-либо или о чем-либо, сформированных ранее знаний, б отношений, убеждений, в моделей, программ, действий, операций, способов привычного поведения, образа жизни; сформированных ранее умений, навыков. Переучивание П может осуществляться стихийно и целенаправленно, использовать прямые и непрямые методы работы с клиентом, приемы, разработанные в контексте разных психотерапевтических практик. При П производное от «учение» речь скорее идет о самостоятельной работе над своими стереотипами, сформированными навыками, а при работе под руководством тренера при его прямом или косвенном вмешательстве — о переобучении производное от «обучение». В поведенческой психологии, психотерапии используется термин «модификация поведения» beha­vior modification для методик, предполагающих прямое вмешательство с целью изменить реакции человека на ситуации при условии, что этот человек или значимые для него люди считают такое изменение полезным. Эти методики относятся к поведенческому подходу, поскольку в фокусе находится открытое, явное поведение Скинер под «поведением» понимал все то, что совершает организм, при условии, что эти действия являются видимыми. Процедуры статьи по клинической психологии прямой характер, направлены на переобучение и обеспечивают индивидуума опытом, помогающим ему научиться более эффективным способам поведения в определенных ситуациях. Человек видоизменяет свое поведение в общении с другими людьми под воздействием их реакции и в зависимости от своего собственного восприятия ситуации. Эмпирически доказано, что позитивные и негативные последствия контролируют, обусловливают поведение человека. Управление случайностью — техника модификации поведения, включающая в себя систему поощрений желательного поведения и отсутствие поощрений нежелательного. Подкрепление reinforser — любой стимул, который следует за поведением и повышает или поддерживает вероятность дальнейшего появления именно такого поведения в аналогичной ситуации. Позитивное подкрепление связано с получение приятного стимула. Статьи по клинической психологии подкрепление усиливает поведение тем, что устраняет неприятный стимул. Подкрепление эффективнее наказания аверсивный контрольт. Благодаря разработанной системе подкрепления создаются условия, в которых вырабатывается новый социально приемлемый стиль поведения, который быстро заучивается и закрепляется. Режим подкрепления не менее важен для поддержания или изменения поведения, чем само подкрепление. Регулярное подкрепление повышает скорость запоминания нового поведения. Дискретное нерегулярное подкрепление создает более стабильное поведение. Используемая в рамках о.