Портрет выпускника основной школы по фгос презентация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Головищенская средняя общеобразовательная школа Горшеченского района Курской области ДОКЛАД на педсовете школы "ФГОС основного общего образования" СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: основное общее образование Доклад на педагогическом совете МКОУ «Головищенская СОШ» Подготовила: учитель математики Кузьминова Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 3 «Т». Стандарт направлен на обеспечение : - формирования российской гражданской идентичности обучающихся; -единства образовательного пространства Российской Федерации; -сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке; -овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; -доступности получения качественного основного общего образования; - преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего полного общего, профессионального образования; - духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; -активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; -построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на портрет выпускника основной школы по фгос презентация личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы» : -любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; -осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; -активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Портрет выпускника основной школы по фгос презентация -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей портрет выпускника основной школы по фгос презентация. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Стандарт включает в себя требования 3 «Т» : 1 к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; 2 к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению портрет выпускника основной школы по фгос презентация основной образовательной программы их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 3 к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим иным условиям. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной портрет выпускника основной школы по фгос презентация программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Требования к условиям реализации ООП Где учить метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия регулятивные, познавательные, коммуникативныеспособность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и портрет выпускника основной школы по фгос презентация вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных портрет выпускника основной школы по фгос презентация с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9 формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к портрет выпускника основной школы по фгос презентация своей семьи; 11 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы интересы своей познавательной деятельности; 2 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение индуктивное, дедуктивное и по аналогии и делать выводы; 7 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8 смысловое чтение; 9 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; портрет выпускника основной школы по фгос презентация индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий портрет выпускника основной школы по фгос презентация ИКТ— компетенции портрет выпускника основной школы по фгос презентация 12 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые портрет выпускника основной школы по фгос презентация и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. ЛИЧНОСТНЫЕ Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования преемственность и развитие Все компоненты основной образовательной программы основного общего образования далее — ООП распределены по трем разделам: целевому, содержательному и организационному. Целевой раздел включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения Учебный план Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации с учетом накопленной оценки — портфеля достижений или портфолио и государственной итоговой аттестации выпускников. Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая — фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической портрет выпускника основной школы по фгос презентация и культуры здорового безопасного образа жизни. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Развитие личности в системе образования портрет выпускника основной школы по фгос презентация прежде всего через формирование универсальных учебных действий УУДкоторые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. В более узком собственно психологическом значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося а также связанных с ними навыков учебной работыобеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают: -обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; -обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1 учебные мотивы; 2 учебную цель; 3 учебную задачу; 4 учебные действия и операции ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. «надпредметными» или «метапознавательными» портрет выпускника основной школы по фгос презентация понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической портрет выпускника основной школы по фгос презентация, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике либо химии. Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1 личностный; 2 регулятивный включающий также действия саморегуляции ; 3 познавательный; 4 коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Коммуникативные Представим названные блоки УУД несколько подробнее. В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципамиа также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логическиедействия постановки и решения проблем. К общеучебным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного портрет выпускника основной школы по фгос презентация, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область ; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов портрет выпускника основной школы по фгос презентация смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида портрет выпускника основной школы по фгос презентация в зависимости от цели; извлечение не обходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, портрет выпускника основной школы по фгос презентация, выборочно передавать портрет выпускника основной школы по фгос презентация текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста соответствие теме, жанру, стилю речи и др. Коммуникативные действия обеспечивают портрет выпускника основной школы по фгос презентация компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и портрет выпускника основной школы по фгос презентация. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли портрет выпускника основной школы по фгос презентация соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие системы универсальных учебных действий в со ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Организационный раздел содержит учебный план и совершенно новый материал — систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования 80% к 20%, для основного общего образования — 70% к 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся в том числе этнокультурныеа также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается проектом нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Психолого-педагогичес-кие требования Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения портрет выпускника основной школы по фгос презентация, предъявляемым к квалификационным категориям первой или высшейа также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития портрет выпускника основной школы по фгос презентация работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет. Таким образом, основная цель введения ФГОС 2 поколения : -научить учиться, формировать компетентности к овладению новыми компетенциями, научить действовать, работать; компетентностный подход -научить и научиться жить вместе, понимать и принимать другого человека таким, какой он есть, оказывать помощь ближним; -научить и научиться жить в условиях постоянных перемен, жить в ладу с самим собой поиск смысла жизни. Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека. Авторские права © 2010 Информационно-аналитический центр Курской области Сайт разработан Региональным ресурсным центром Курской области Все права защищены.